Ежедневно из Тосно в Петербург выезжают до десяти бригад. Сформированы они из опытных карманниц. В пенсионный день каждый экипаж возвращается с 50 тысячами. Очередное задержание девушки из табора, позволило журналисту поговорить с ветеранами уголовного розыска по проблеме цыганок. Читатель сам выберет отношение к явлению: как к вечной субкультуре или привычному бедствию.

 

В четверг, 6 марта, оперативникам "карманного" отдела Управления уголовного розыска нахлестали по физиономиям. Случилось это около 20:00 в обувном магазине на углу Невского проспекта и Пушкинской улице. Первые секунды даже посетители считали, что парочка мужчин позволила себе непристойно пристать к девушке.

 

Однако, это был не скандал, а очередное задержание карманницы. Просто 20-летняя жительница Тосно, таким образом исполняла номер, известный широкому зрителю по бессмертному тексту вора "Кирпича" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя". Если Костя Сапрыкин кричал: "Фронтовику руки крутят!", то Каролина визжала: "Мерзавец под юбку залез!".

 

К вечеру ее все же в качестве подозреваемой отправили в камеру. Обвинение банальное - кража кошелька с 9 тысячами рублей и iPad у студентки. Сыщики знают Каролину давно, первый раз они ее задержали на том же Невском в тринадцатилетнем возрасте. В 13-лет закон не привлекает. Пару лет назад она вновь влипла и к ней применили подписку о невыезде, после чего уголовное преследование тихо сошло на нет. Мать Каролины уже отсидела за карман и к вечеру 6 марта приехала защищать ребенка с не самым плохим адвокатом.

 

Ранее 47news уже публиковал информацию о тосненских цыганках. В начале февраля те же сотрудники уголовного розыска поймали, пожалуй, самую опытную, 50-летнюю карманницу из Тосно.

 

Возможно в преддверии 8 марта или после незаслуженной пощёчены, оперативники разговорились с 47news и рассказали то, что специалисты их мира знают уже десятилетия. Мы посчитали, что для жителей и властей разных уровней Ленобласти это вряд ли прописные истины.


ТОСНЕНСКИЙ КРУГОЗОР

По информации наших собеседников в "карманном" отделе Управления уголовного розыска ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти "тосненские" цыгане были известны им всегда. Так, в этом подразделении работают два абсолютных ветерана — это Николай Жаринов (более 25 лет выслуги) и Максим Вайсберг (за 20 лет). Когда они только пришли в розыск по линии "кармана", им коллеги сразу про Тосно и рассказали. Для кругозора.

- По нашим представлениям в Тосно живет под сотню цыганок-карманниц. Может это не корректно или не политкорректно, но это так. Причем это не крадуны-наркоманы, а профессионалки своего дела. Они давно в цветастых юбках не ходят и в бубен не бьют, как это показывают в романических кинолентах. Одеваются стильно, взрослые ходят в таких шубах, что посторонний человек никогда не подумает дурного. Фланируют по гипермаркетам почтенно, чуть ли не с лорнетами у лиц. А урон от них... Чешут как швейные машинки. Времена завываний - "золотой ты мой, дай позолочу ручку" ушли, - рассказали нам в уголовном розыске.

По мнению детективов, а оно зеркально с типичными представлениями обывателя, мы имеем дело со своеобразной субкультурой. Традиции воровства — сотни лет. Так и до сих пор, по словам полицейских в Тосно, с которыми нам удалось переговорить, многие цыгане имеют чуть ли не два класса образования. А относительно грамотные из них те, кто учился еще при СССР, когда все же строгостей было больше.

- Порой они в протоколе не могут расписаться. Недавно одна цыганка из Горелово три буквы поставила. Мы ее спрашиваем: "Это что такое?". Она: "Не знаю. Буквы какие-то",- подтвердили нам сотрудники по линии карманных краж.

Судьба рождающих в таких семьях детей — предопределена. Будто в средневековье, когда сын плотника может стать только плотником. То как занимаются этой проблемой на местном уровне, можно смело сформулировать - "в меру". Прежде всего, потому что информации изнутри не поступает, а посещать частные дома цыган — хлопотно.

Если нам надо провести обыск, а это при нашем составе преступления мы делаем крайне редко, то собираемся как на штурм, - объясняют оперативники. "Вы же сами знаете, что тут же прибегает десяток женщин, крики, ор, ударить их нельзя, рвут нас как бандерлоги медведя Балу", - смеются собеседники.


ТОСНЕНСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

По опыту уголовного розыска, да и согласно сотням этнографических исследований, мужчины в среде цыган не работают. Аналогичная картина и в "тосненской" субкультуре.

- Мужчина сидит за рулем и предается восточной неге, пока его пассажирки шарят по сумкам. При задержаниях водиле ничего не предъявишь, показаний на него никто не даст. Так случилось и 6 марта, когда Каролина успела нырнуть в 14-ую модель "жигулей", авто рванула, а нам пришлось вышибать окна на ходу. Ее посадили, а ее родственник уехал вставлять боковое стекло в водительской двери, - продолжают посвящать журналиста в тонкости сотрудники.

Что касается владения оперативной обстановкой, то оперативники признают полное отсутствие этого владения. "Никаких осведомителей внутри этой субкультуры у нас нет и быть не может, языка мы не знаем, за все время советской милиции и сегодняшней полиции в органах не служило ни одного цыгана. Так что работаем с колес и личным сыском", - признаются они.

 

Здесь автору статьи уместно вспомнить, что в 2000-ом году в Петербурге умер единственный уважаемый в среде цыган сотрудник МВД. Чуть ли не с послевоенных времен в 7 отделе уголовного розыска (линия по мошенникам) вечно работал Степан Иванович Максимов. Звали его цыганский барон. Он начинал ловить еще конокрадов. Он знал и язык и фольклор, знал всех авторитетов, а тогда гремел гореловский барон Парно и его столичный родственник Ярмаш. Максимов один ездил в таборы, договаривался. Если возникала проблема по цыганам, генералы звонили ему. Журналист учился когда-то у Максимова и может вспомнить массу зарисовок. Наиболее доходчивая из них такая: кабинет уголовного розыска 16 отделения милиции на Васильевском острове заполнен до отказа цыганками, оперативники думают только об одном, - чтобы документы служебные не стащили, гвалт как на шхуне во время бунта, заходит Максимов и на цыганском говорит пару фраз, дамы молча уходят.

- Здорово. Степан Иванович, а что ты им сказал?

- Сказал, что только с мужчиной буду разговаривать.


ТОСНЕНСКАЯ ЭКОНОМИКА

Что касается экономики этого ремесла приминительно к Тосно, то тут цифры грустные. По подсчетам сотрудников уголовного розыска, в дни выдаче пенсий в Петербурге пожилые люди получают деньги примерно из 200-от сберкасс. В такие часы каждый экипаж возвращается с 50 тысячами рублями на борту. Если же посмотреть на годовой бюджет, то тогда необходимо 10 бригад умножить на среднеминимальную выручку в 20 тысяч рублей. Не трудно подсчитать, - 200 тысяч в день. А вот 200 умножив на 300 дней (все же выходные и отпуски никто не отменял и у жуликов), получается — 60 000 000 миллионов. Конечно, это не чистая прибыль. Из нее надо вычесть расходы на бензин, суточные, траты на адвокатов в случае задержаний.

Все равно остается.


НЕ ТОСНЕНСКАЯ ЗАЩИТА

Заодно нам в ГУ МВД сообщили, что не надо из Тосно делать отрицательный символ. Цыгане кучно живут в Горелово, откуда в город также заезжают "не на Балтийский завод работать", во Всеволожске, где порой к ним предъявляются претензии связанные с торговлей наркотиков, а также в Медвежьем Стане (название упраздненного поселка, ныне микрорайон в Мурино, Всеволожского района), откуда вышли многие виртуозные мошенницы.

Все же полицейские порадовали читателей 47news. По их информации Ленинградская область защищена от карманников. Но это заслуга не властей, а географии и экономики. "Им у вас не интересно, не тот масштаб. Даже в Выборге и Гатчине они работают чрезвычайно редко, при случайных проездах. Правда, в прошлом году мы взяли на кармане одну красавицу в Отрадном. Но это было скорее делом принципа", - объяснили сыщики.


И НЕ ТОСНЕНСКИЙ КОНТЕКСТ

В заключении и в контексте размышления о данной субкультуре, хотелось привести сложный и многим покажущейся спорный пример о смысловом делении внутри этносов на своих и чужих.

На территории Европы есть два народа, в языке которых имеются совершенно определенные термины, направленные на всех остальных. У евреев — это гой. Отсюда пошло слово "изгой", то есть человек, изгнанный из системы координат.

А у цыган — это гаджо. То есть — не цыган. Кстати, цыгане до сих пор не имеют письменности и передают знания вербально.

Прочие народы, в том числе и славяне не имеют таких филологических понятий. Мы говорим: это татарин, венгр...

Согласны, что подобные вещи надо осмыслять бережно.

 

Евгений Вышенков, 47news