"Красный Бор" хотят взять под общественный контроль
В 47-м регионе официально зафиксировано 16 полигонов и 217 больших свалок ТБО и строительных материалов - общая площадь загрязненных зон в Ленобласти, по подсчетам экспертов, составляет свыше 14 тыс. кв. км, и все они в той или иной степени нуждаются в рекультивации. Один из таких объектов - полигон "Красный Бор" в Тосненском районе. По мнению специалистов, отходы, расположенные на его территории, представляют опасность не только для экологии здешних мест (в зоне воздействия проживают более 250 тыс. человек - прим. ред), но и Петербурга. На нем захоронены отходы нескольких классов опасности, в том числе и первого. Об этом экозащитники говорили во время "круглого стола", посвященного проблеме рекультивации полигона "Красный Бор" и обеспечения общественного контроля над этим объектом.
Несмотря на заявления Смольного об остановке работ на полигоне и решении о его рекультивации, на территории "Красного Бора" за лето появились два новых котлована. На это указывают съемки экоактивистов, которые проводились с помощью квадрокоптера. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко распорядился выделить 140 млн рублей "на противоаварийные мероприятия". По словам главы поселка Тельмана и экологическего активиста Юрия Кваши, карты глубиной от 4 до 6 м, которые практически сразу заполнились водой, были вырыты без документации и экоизысканий. "Работы проходят там, где хранились особо опасные токсичные отходы первого-второго класса. Отходы смешиваются с грунтом, складируются на поверхности ранее рекультивируемых свободных территорий. Таким образом токсичность ливневых вод может резко увеличиться, распространение же токсина никем не контролируется. Например, как мы узнали, стоки выпускались без очистки в Большой Ижорец, - сказал Кваша. - Мы предлагаем ввести жесткий общественный контроль за работами на полигоне. Инспекторы из народа должны посещать полигон".
Последние исследования "могильников" проводились еще в 2008 году, заметила бывший инженер-технолог полигона "Красный Бор" Ольга Еремина. Тогда 30 веществ были идентифицированы, а остальные - их более сотни - остались неизвестными. Сейчас, уверена Еремина, обследованию подлежат не только семь известных карт, но и все "тело" полигона, представляющее собой "химический винегрет". "Время для проведения природоохранных мероприятий безнадежно упущено. Два новых котлована безграмотно, непрофессионально и бездумно вырыты на месте захоронения отходов первого класса. А это то, что очень хорошо растворимо в воде. Где гарантия, что сейчас не произойдет их выноса в Неву с теми же подземными водами?" - посетовала специалист. Химик уверена, что на полигоне нужно проводить работу не только по исследованию химсостава карт - и открытых, и рекультивируемых, но и начать гидрологический анализ состояния подземных вод и водонепроницаемости кембрийских глин.
Экозащитники предполагают, что опасные вещества, попав из выкопанных карт в Неву вместе с подземными родниками, могут отравить питьевую воду. "Кольцевой канал, проходящий через весь полигон и впадающий в Неву, грунтовые воды не останавливает. В том же городском "Водоканале" не отслеживают многие вещества - например, диоксины, хотя уверяют, что все в порядке", - заявил член научно-технического экосовета при Комитете по природопользованию Петербурга Борис Дверницкий.
По мнению петербургских промышленников, "Красный Бор" должны взять под патронаж и научные организации. Сомнение в квалификации нынешних сотрудников полигона выразил глава Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Семен Гордышевский. "А чиновникам, желающим работать с "Красным Бором", необходимо пройти аттестацию", - сказал он.
Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что инициировать разработку плана рекультивации должны не областные и даже не городские структуры, а федеральные. В частности, Министерство природных ресурсов и экологии России. "Все работы, которые Смольный разворачивает на территории полигона, должны проходить под контролем общественников. Для этого нужно заключить договор между палатой, общественным губернаторским экосоветом и профильным комитетом Петербурга о взаимодействии. Если мы будем хорошо работать по этому договору, он станет примером для дальнейших работ по накопленному экологическому ущербу", - подытожил глава общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Юрий Шевчук.
К слову, в тот же день, когда прошел "круглый стол", пресс-служба Комитета по природопользованию Петербурга сообщила, что информирование о деятельности на полигоне "Красный Бор" будет вестись в еженедельном отчетном формате на интернет-ресурсах www.gov.spb.ru и www.infoeco.ru. "На текущей неделе на полигоне ведутся работы по устройству плавающего противофильтрационного покрытия карты №68. Эта мера позволит не допустить повышения отходов в карте-котловане за счет исключения попадания атмосферных осадков", - сообщили в городском комитете.
Напомним, "Красный Бор" - это крупнейший в СЗФО полигон для утилизации отходов химических, медицинских и промышленных предприятий. Эксплуатация полигона, расположенного в 30 км от Петербурга, началась еще в 1970 году. Его площадь составляет 73 га. Он размещен на территории Тосненского района, но находится в ведении администрации Петербурга. При строительстве полигона проектировщики предположили, что глинистая почва не позволит опасным веществам проникнуть в грунтовые воды. Но, как выяснилось спустя несколько десятилетий, эти надежды не сбылись: в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века экологи установили, что яды все же просачиваются в ближайшие реки, а затем попадают в Финский залив.
Источник Online47 Анна Тетерина
Просмотров: 2 564 | Автор: lncm |