Завод по сжиганию отходов на полигоне "Красный Бор" обойдется бюджету в три миллиарда рублей. Предыдущий обошелся в полтора, но за 25 лет так и не заработал. Если построят, ядохимикаты исчезнут через 50 лет. Но нужно еще 13 миллиардов рублей, а власти Ленобласти - против.
Днем 1 октября был представлен проект строительства завода по сжиганию опасных отходов на полигоне "Красный Бор" в Тосненском районе Ленобласти. Он был разработан по заказу правительства Петербурга финско-российской компанией "Пеуру Рус" и, теоретически, может воплотиться в жизнь до конца 2018 года. Впрочем, у изучившего идею корреспондента 47news, возникло ощущение, что шансов на это немного.
Сомнения подкрепляет историческая тенденция. Завод по сжиганию отходов в Красном Бору собираются строить уже 25 лет. В 1990 году проект также предлагали финны. Но в 1994 году был одобрен проект отечественного Института прикладной химии. Строительство началось в конце 90-х. В общей сложности на завод истратили 1,5 миллиарда рублей, но построили лишь очистные сооружения, котельную и каркас будущих зданий. Затем проект был признан устаревшим, и его закрыли.
Новый проект создатели называют ультрасовременным. Не только печь, но и "дожигатель" с температурой горения 1200 градусов Цельсия гарантируют распад всех известных органических соединений. Обещают, что после прохождения через систему фильтрации, газообразный продукт горения, достигающий близлежащих жилых массивов, будет мало отличим от окружающего воздуха. Так, количество диоксида азота должно увеличить предельно допустимую концентрацию лишь на 4%.
Заявленная мощность нового завода оказалась меньше, чем у прежнего — 40 тысяч тонн в год, против 100 тысяч. И здесь у экоактивистов, настойчиво возражающих против строительства такого завода, появляется первый серьезный довод. На полигоне, эксплуатировавшемся с 1970 по 2014 год, скопилось около двух миллионов тонн химикатов. То есть для их сжигания при заявленной мощности потребуется около 50-и лет, в течение которых в атмосферу беспрерывно будут поступать продукты горения. Даже для ликвидации двух самых больших, все еще открытых карт (емкостей для заполнения отходами — прим. ред.), вызывающих наиболее сильные опасения, потребуется по меньшей мере 10 лет.
По словам исполняющего обязанности председателя комитета по природопользованию правительства Петербурга Сергея Кукушкина, примерная стоимость строительства завода — три миллиарда рублей. И речь идет только о бюджетных деньгах - найти инвестора на утилизацию полигона вряд ли возможно, ввиду отсутствия какой-либо рентабельности.
Отдельной строкой идет финансирование утилизации отходов. Стоимость сжигания одной тонны при текущих ценах — восемь тысяч рублей. Эксплуатация предприятия в год обойдется бюджету в 320 миллионов рублей. Таким образом, ликвидация только наиболее опасных открытых карт будет стоить 3,2 миллиарда рублей. Полная ликвидация полигона — как минимум 12,8 миллиарда. Откуда возьмутся деньги Кукушкин объяснить не смог, сказав, что пока об этом говорить рано.
Впрочем и вопрос экологов о том, как именно были потрачены 49 миллионов рублей, выделенных Смольным на проектирование, представителя компании-проектировщика Андрея Миронова поставил в тупик. Не ответили и главе тосненского поселка имени Тельмана Юрию Кваше — он попросил назвать компанию, которая проводила геологические исследования территории полигона. По мнению присутствовавших на презентации экоактивистов, такие работы не проводились вовсе.
Отметим, что средства на проектирование завода выделялись комитетом про природопользованию Петербурга, когда им руководил Валерий Матвеев. Директор полигона "Красный Бор" Сергей Мацуков считается его хорошим знакомым — они оба уроженцы Самарской области и в одно время работали в структурах "Транснефти". О некоторых странностях в отношениях между комитетом и полигоном, в частности об аренде за счет "Красного Бора" автомобиля Toyota Land Cruiser для Матвеева, уже писали наши коллеги с "Фонтанки".
Остался и еще один важный вопрос — куда отправятся самые опасные отходы с городских и областных предприятий. Полигон "Красный Бор" единственный на Северо-Западе, до закрытия принимавший отходы I класса опасности. Сейчас предприятия вынуждены складировать их у себя. Транспортировка на полигоны в другие регионы крайне убыточна, и многие эксперты опасаются, что рано или поздно отрава окажется в городской канализации или в областных реках.
В пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти официально сообщили, что областной комитет эконадзора будет рад принять участие в обсуждении всех мер, необходимых для окончательной рекультивации "Красного Бора", юридически принадлежащего городу, но расположенного на областной земле "Мы выступаем за обязательную ликвидацию полигона. Что же касается отходов I класса опасности, частично они могут уничтожаться прямо на предприятиях. Предварительно, мы уже нашли инвесторов, готовых этим заняться. То, что останется, будем вывозить", - пообещали в пресс-службе.
Однако сжигание опасных отходов власти 47-го региона не одобряют. "Мы еще не видели проекта, но сама идея сжигать ядохимикаты, которые будут попадать в атмосферу нам категорически не нравится", - прокомментировал собеседник корреспондента 47news в областном правительстве.
Общественные слушания по проекту строительства завода должны пройти в городе Никольское Тосненского района 13 октября.
Артем Шалякин,