Полигон "Красный Бор" в Тосненском районе не работает. С января этого года на предприятии закончился срок действия лицензии. Дирекции полигона, предприятий, транспортных компаний и контролирующие ведомства имеют собственные взгляды на ситуацию. Однако все согласны с возможной экологической катастрофой.
С 28 января этого года полигон "Красный Бор" в Тосненском районе Ленинградской области прекратил приём вредных отходов у городских и областных предприятий. В связи с этим компании, перевозящие токсичные грузы, не забирают у производителей отходы первого и второго классов опасности. Под большим вопросом и утилизация массовых отходов третьего класса (жидкие горючие, нефтесодержащие). Около трехсот государственных и частных компаний оказались в патовой ситуации - незаконно утилизировать опасный груз или хранить отходы у себя, рискуя получить возможные экологические проблемы на своей территории и штрафные санкции от контролирующих органов.
Как стало известно 47news, деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности ГУПП "Полигон "Красный Бор" было вынуждено прекратить в связи с окончанием срока действия лицензии, выданной предприятию Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году. При этом "Красный Бор" - единственный полигон Ленинградской области, способный принимать эти самые опасные отходы первого и второго класса.
Как рассказал корреспонденту 47news генеральный директор полигона "Красный Бор" Сергей Мацуков, экологическая обстановка в городе и области стремительно накаляется. С 2010 года полномочия по лицензированию данного вида деятельности была переданы Росприроднадзору, который, по словам Мацукова, отказывается продлевать лицензию предприятию по формальному признаку — земли, на которых расположен полигон, не переведены из состава лесного фонда в промышленное пользование, как это регламентируется законом.
"Я возглавляю предприятие с ноября 2013 года. Почему не был осуществлен перевод земель в промышленную категорию и своевременно не продлена лицензия, нужно спрашивать у бывшего руководства полигона. У нас были и другие сложности с документацией. Например, закончился договор на землепользование, но в настоящее время он уже пролонгирован до 2018 года, и 12 марта документы будут переданы в Росреестр. После этого я снова попробую подать документы на лицензию, хотя земли из лесного фонда по-прежнему не переведены — для этого требуется постановление федерального правительства, и ожидать быстрого решения вопроса не приходится. Но моей задачей является не перебирание причин, а выяснение выхода из ситуации. Если Росприроднадзор не пойдет нам навстречу и не выдаст лицензию с оговоркой — предписаниями исправить ряд недостатков, мы не сможем осуществлять деятельность еще несколько месяцев, что может привести к серьезному ухудшению экологической обстановки в городе и области", - рассказал журналисту Мацуков.
Он также добавил, что остановка полигона привела к прекращению его коммерческой деятельности. "В этом месяце мы заплатили зарплату сотрудникам, а в следующем уже нечем. Если ситуация продолжит развиваться в таком ключе, я буду вынужден сокращать штат предприятия — сначала обслуживающий персонал, затем и охрану. А у нас тут многие тысячи тонн опасных и крайне опасных отходов",- сообщил корреспонденту 47news Мацуков.
По словам директора "Красного Бора", Росприроднадзор рекомендовал предприятиям, вырабатывающим отходы первого и второго класса, использовать в качестве альтернативы ближайший полигон в городе Обнинск Калужской области. Однако, транспортировка отходов за 500 километров будет значительно дороже, и никто из коммерческих фирм не готов пойти на это. По крайней мере, сегодня добровольцев не замечено.
Мнение Мацукова разделяют и в компаниях, занимающихся транспортировкой опасных отходов.
Генеральный директор ООО "ТАСС-ЭКО" Алексей Борискин поведал корреспонденту 47news, что в настоящее время его компания не принимает заказы. "Законно возить эти отходы просто некуда. Транспортировка в Калужскую область — не вариант. Если доставка тонны отходов первого-второго класса на полигон "Красный Бор" обходится заказчику в 500-1000 рублей, то в Обнинск будет в три с половиной раза дороже. Государственным предприятиям, может быть, это и компенсируют, а частные столько платить не будут". По словам Борискина, сейчас городские и областные компании складируют опасные отходы у себя, но не все имеют необходимые для этого условия и, в любом случае, критический объем хранения скоро будет достигнут.
Главный инженер ЗАО "Экопроект" Сергей Бойко рассказал журналисту, что серьезные проблемы есть и с третьим классом опасности, в категории жидких отходов лакокрасочного производства. "В регионе есть полигоны, имеющие лицензии на третий класс, но в перечень категорий, которые они могут утилизировать, не входят масла, растворители и другие горючие отходы. В настоящее время наша компания не осуществляет их транспортировку, и эти пожароопасные отходы складируются на заводах, их вырабатывающих",- сообщил Бойко.
Пресс-секретарь департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (Росприроднадзор по СЗФО) Гульнара Гудулова разъяснила корреспонденту 47news, что полигонов, имеющих лицензию на размещение отходов 3-4 классов опасности, в регионе достаточно. Количество отходов 1-2 классов опасности, принимаемых полигоном "Красный Бор", составляло до 1,5 тысяч тонн в год, а это сравнительно немного. Кроме того, по закону отходы 1-2 классов могут храниться на территории предприятий до полугода в специально оборудованных местах, а за это время есть шанс, что "Красный Бор" возобновит свою деятельность.
По словам Гудуловой, за период эксплуатации с 1973 года 87% территории полигона использовано и представляет собой закрытые карты-котлованы, наполненные отходами, укрытые верхним слоем без необходимых мероприятий по рекультивации. По мнению секретаря департамента Росприроднадзора, в "Красном Бору" преимущественно перерабатывались только нефтесодержащие отходы, которые использовались в качестве топлива для установок термического обезвреживания. В 2013 году эти установки не работали. Фактически, опасные отходы на полигоне не утилизировались, а складировались.
"Руководство полигона дважды обращалось в наш департамент по вопросу продления лицензии, но каждый раз комплект документов был не полным. Таким образом, по действующему законодательству, выдача лицензии невозможна, и мы не приступали к процедуре лицензирования. Кроме того, проведенными проверками установлено, что гидротехнические сооружения полигона не соответствуют нормам безопасности, особенно в период паводков и не могут эксплуатироваться",- рассказала Гудулова.
Также она сообщила, что Росприроднадзор направил полномочному представителю президента по СЗФО и губернатору Санкт-Петербурга запросы о деятельности ГУПП "Красный Бор" и перспективах решения экологических проблем.
Однако, пока ведомства обмениваются письмами и проводят совещания, на земле ситуация стремительно ухудшается. Как сообщили журналисту в экологической службе Всеволожского завода "Форд", несмотря на заверения Росприроднадзора о достаточности полигонов, компании-перевозчики отказываются принимать у предприятия жидкие отходы третьего класса. В результате пожароопасные отходы, которые по нормам безопасности должны вывозиться с завода в течение суток, складируются на его территории уже месяц. По сообщению представителя службы, "Форд" сможет копить горючие отходы еще не более недели, так как у предприятия нет достаточных объемов. При этом парадокс ситуации заключается в том, что руководство завода не рискует обращаться с жалобами в профильные ведомства из опасений получить серьезные штрафы за вынужденное нарушение норм безопасности.