Опрос посетителей
Понятна ли Вам публикуемая информация на сайте? Выберите свои варианты:

Реклама на сайте

Архивы публикаций
Март 2023 (8)
Декабрь 2022 (5)
Ноябрь 2022 (17)
Июнь 2022 (1)
Май 2022 (1)
Апрель 2022 (10)
16 мар 2016 01:15Новости

Красный Бор: по «усам» текло, а в Неву не попало?

 

 

 

Несмотря на официальные заверения о том, что полигон токсичных отходов «Красный Бор» не представляет угрозы, экологи продолжают бить тревогу. Даже последняя авария не убедила чиновников в том, что этот объект опасен. На встрече Хельсинской комиссии 10 марта российская делегация отрицала возможность экологической катастрофы на полигоне, а через пару часов в «Красном Бору» произошло разрушение дамбы. Экологи и общественные активисты сообщают, что токсичные отходы попали в Неву, а в профильном комитете и на «Водоканале» говорят, что все в порядке.

 

Опасные осадки

Прорыв заграждающей дамбы произошел в ночь с 10 на 11 марта. Как сообщил бывший директор полигона Виктор Колядов, вода вытекала в течение часа. Он же подтвердил, что вода из обводного канала, который отделяла аварийная дамба, попала за пределы полигона. Глава поселка им.Тельмана, эколог Юрий Кваша считает, что при самом оптимистическом сценарии объем опасной жидкости, вытекшей в Неву, составил 2,4 кубических метра.

Глава комитета по природопользованию Игорь Григорьев признал, что протечка была, однако заверил, что аварийная дамба находится за территорией полигона и поток зараженных вод не регулирует. «На территории полигона никаких протечек нет. Стоки вытекают только через очистные сооружения, они работают в штатном режиме. Вообще никаких проблем нет», – сказал чиновник.

Экологи с этим не согласны. По словам координатора токсической программы Гринпис России Нины Лесихиной, в обводный канал попадают не только дождевые стоки, но и токсичные отходы из карт полигона.

Bor 8Как токсичные отходы попадают на стол петербуржцев– Карты полигона переполнены, и поэтому все токсичные отходы, которые там находятся, разбавляются осадками и переливаются на территорию полигона. Дальше с поверхностным стоком вся эта жидкость собирается в обводном канале. Сама дамба отделяет полигон от ручья Большой Ижорец, который впадает в Неву, поэтому совершенно очевидно, что то, что попадает в Большой Ижорец, попадает и в Неву, – сообщила эколог.

О том, что жидкость в обводном канале небезопасна также свидетельствуют результаты проверок надзорных органов.

– Даже Росприроднадзор, проводя анализ качества содержимого обводного канала, фиксировал превышение норм по различных химическим соединениям в несколько раз, поэтому говорить о том, что это – безопасные дождевые стоки, неправильно, – добавила Нина Лесихина.

Как сообщает пресс-служба Росприроднадзора, полигон «Красный Бор» будет привлечен к ответственности за сокрытие экологической информации. Как отмечается в сообщении, о случившемся полигон сообщил надзорному органу только 13 марта.

Неуловимые токсины

Между тем, в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» уверяют, что опасности нет.

«В связи с появившейся информацией о прорыве дамбы на полигоне «Красный Бор» Водоканал сообщает, что угрозы питьевому водоснабжению в Петербурге нет. Водоканал ведет постоянный контроль за качеством воды, поступающей на водопроводные очистные сооружения. Система водоподготовки, существующая в городе, гарантирует безопасность питьевой воды, которая поступает в квартиры петербуржцев», – сообщили в пресс-службе предприятия.

Несмотря на то, что пробы «Водоканала» ничего не показали, опасность все-таки есть, отмечают в Гринпис России. Токсичные вещества, которые попали в Неву и разнеслись течением, опасны даже в незначительных объемах.

– Если мы говорим о таких опасных химических соединениях, как токсичные металлы (ртуть, кадмий, свинец), полихлорированных бифенилах (ПХБ) и так далее, которые регулярно обнаруживаются в стоках полигонов, то безопасной концентрации для этих веществ не существует. Они способны накапливаться в организме, поэтому в долгосрочной перспективе в любом случае это скажется на здоровье граждан и благополучии окружающей среды, – сообщила эколог.

Bor 5

Сейчас экологи и общественные организации мониторят ситуацию на месте. Активизировались и государственные организации, хотя и немного запоздало.

– Мы сегодня были на полигоне, дамбу, которую прорвало, уже восстановили. А также установили дополнительную дамбу (точнее просто сделали награждения из глины и песка), потому что накануне на полигоне были общественники, которые обнаружили, что дамба по-прежнему протекает. Кроме того, сегодня там была Лаборатория Леноблконтроля, которая отбирала пробы в районе дамбы. Лучше было бы это сделать немного раньше, но, тем не менее, сейчас хотя бы можно будет понять, есть ли еще утечка или нет, какие там концентрации опасных веществ и так далее, – отметила Нина Лесихина.

Рекомендации соседей

10 марта Хельсинская комиссия (ХЕЛКОМ) провела очередную встречу, посвященную экологическим проблемам в Балтийском регионе. Представители Швеции, Дании, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Польши и России обсудили в том числе и ситуацию вокруг полигона «Красный Бор».

– Очевидно, что наших коллег, экологов из стран Балтики, в первую очередь, беспокоит возможность загрязнения Финского залива токсическими веществами. Оно может иметь место – как посредством стоков полигона (в конечном счёте, попадающих в Неву), так и через загрязнение подземных вод, – объяснил координатор движения «За экологическую безопасность» Дмитрий Башков.

Bor 7Отравить людей ради «распила»

Однако вместо того, чтобы рассказать о реальных проблемах, чтобы потом совместно найти пути решения, российская делегация, представляющая официальную позицию, попыталась убедить всех в том, что ситуация под контролем. О настоящем положении дел рассказали представители Коалиции Чистой Балтики, которые выступили с докладом, и активисты Гринпис России и Финляндии, устроившие акцию перед зданием. Но самым красноречивым свидетельством того, что на полигоне все очень плохо, стал прорыв дамбы, который произошел сразу же после этой встречи.

– Официальная российская делегация была представлена Леонидом Коровиным, который возглавляет общественную организацию «Экология и бизнес», приближенную к Минприроды, а также спикером из Минтранса. Получилось так, что они в один голос кричали, что все хорошо, безопасно, никаких аварий быть не может, и буквально через пару часов был прорыв дамбы. В итоге по результатам встречи в протоколе была обозначена позиция Гринпис и других общественных экологических организаций о чрезвычайной ситуации, а также было решено запросить у российской стороны информацию о том, что было сделано и что будет сделано, к встрече экспертной группы, которая состоится в апреле. Кроме того, Эстония выразила готовность поделиться опытом по обращению с подобными объектами. Кулуарно это была тема номер один, было очень много вопросов со стороны других стран-участниц. К нам подходили представители из Швеции и Германии и выражали поддержку, – рассказала Нина Лесихина.

Как пояснила эколог, ХЕЛКОМ не может обязать российскую сторону принять те или иные меры, но если в будущем рекомендации, предложенные Хельсинской комиссией, не будут услышаны, это негативно отразится на статусе России.

– Нет ни одной международной структуры, которая могла бы обязать Россию к чему-либо. Хельсинская комиссия – это межправительское соглашение, где все на равных правах. Суть ХЕЛКОМ – аккумулировать ресурсы (научный потенциал, технологический, экспертизу) и так далее, чтобы решать экологические проблемы региона. Скорее, это направлено на то, чтобы на уровне правительств и министерств природных ресурсов и экологии договариваться о каких-то совместных мерах и действиях. Принудить никто никого не может, здесь, скорее, вопрос репутации и статуса страны и в комиссии, и на международной арене, – добавила координатор токсической программы Гринпис России.

Bor 6

Успеть до паводков

Сейчас «Красный Бор» находится в критическом состоянии. По словам экологов, новое руководство полигона прекратило пагубную практику слива токсичных отходов за территорию полигона, однако котлованы по-прежнему переполняются дождевыми осадками, и вода периодически выливается и попадает под землю или в Большой Ижорец. Стоит отметить, площадь открытого зеркала карт на полигоне не маленькая – около 5,9 гектара. Ежегодно из-за осадков в них поступает более 20 тысяч тонн воды.

– Сейчас основную угрозу представляют высокий уровень обводнения полигона, возможность разрушения обваловки открытых карт, а также проникновение содержимого карт в подземные водоносные горизонты за счёт нарушения и неоднородности структуры кембрийской глины. Сама глина теряет свои гидроизоляционные свойства под воздействием кислотной среды, имевшей место в одной из карт, – рассказал координатор движения «За экологическую безопасность» Дмитрий Башков.

Решать эти проблемы нужно быстро, поскольку паводки могут еще больше ухудшить ситуацию. Несмотря на это, руководство города и органы надзора никаких срочных мер до сих пор не приняли.

– Прежде всего, необходимо обеспечить безопасность самого полигона, особенно с наступлением паводков. Необходимо предотвратить попадание осадков в карты, в результате чего и происходит переливание, а также не допустить попадание токсичных стоков с полигона в окружающую среду. Как это сделать технологически, решать экспертам и инженерам, но то, что это необходимо сделать прямо сейчас, здесь вопросов не должно быть, потому что времени нет, – добавила Нина Лесихина.

Что касается долгосрочной перспективы, то необходимо провести исследование карт, и на основании того, что там находится, выбрать наиболее оптимальную технологию обращения с отходами. По возможности - переработку, чтобы окончательно закрыть этот вопрос и рекультивировать полигон. В совсем долгосрочной перспективе нужно стремиться к тому, чтобы количество опасных отходов уменьшалось, а для этого нужно исключать опасные химические соединения из производственных процессов, а также вводить чистые технологии на предприятиях, резюмировала эколог.

 

СПРАВКА:

Полигон опасных отходов действует в Красном Бору с 70-х годов. Изначально считалось, что кембрийские глины надежно защищают грунтовые воды от попадания вредных веществ. В конце 80-х годов, выяснилось, что токсичные воды все-таки просачиваются в окружающую среду. Несмотря на это, полигон продолжал действовать и принимать отходы. Более того, в 2014-2015 годах по заказу комитета по природопользованию был подготовлен новый проект строительства аналогичного завода. Из-за протеста общественности и противодействия властей Ленобласти от этой идеи отказались. Действующий полигон «Красный бор» прекратил прием отходов в конце 2015 года, окончательная судьба объекта по-прежнему не определена.

 

Источник http://m.proved-partner.ru/

Просмотров: 1 771 | Автор: lncm |
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайное фото
Наша группа ВК