Полигон "Красный Бор" вынужден сократить сотрудников — он не может работать по воле Росприроднадзора. За двумя миллионами тонн опасных веществ на 67 гектарах теперь будут следить пятнадцать человек. По мнению экспертов, совсем закрыть полигон нельзя. Нужно достроить завод, на который уже ушло полтора миллиарда бюджетных рублей.
 
Полигон "Красный Бор" в Тосненском районе Ленинградской области не работает уже полтора года и вынужден судиться с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Как стало известно 47news, 25 июня Арбитражный суд Москвы встал на сторону полигона и признал незаконным отказ Росприроднадзора включить предприятие в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Фемида постановила - полигон должен быть включен в реестр и, следовательно, начать работать в течение десяти дней после вступления судебного решения в силу. Впрочем, в ближайшее время принимать и перерабатывать отходы 1-5 классов опасности "Красный Бор" не начнет. На предприятии не сомневаются в появлении апелляционной жалобы от Росприроднадзора и продолжении судебной тяжбы. 
 
Напомним, что расположенный на территории Ленобласти, но принадлежащий Петербургу полигон закрыт для приема отходов с января 2014 года. Сначала у него окончился срок действия лицензии. Тогда Северо-Западное управление Росприроднадзора отказалось продлевать лицензию, ведь земли, на которых он размещен, по неизвестным причинам не были переведены из состава лесного фонда.
 
На решение этой проблемы и на устранение ряда других недостатков у предприятия ушел почти год. В декабре прошлого года лицензию полигону выдали. Но за это время в федеральном законодательстве появились изменения, обязывающие полигон встать на учет в ГРОРО. В этом "Красному Бору" отказал уже федеральный Росприроднадзор. При этом в начале мая Тосненский городской суд принял решение о приостановке административной деятельности полигона на 90 суток. Тогда в Северо-Западном Росприроднадзоре это решение назвали дополнительной страховкой.
 
Полуторагодовалый простой серьезно подкосил финансовое состояние некогда успешного предприятия. Накануне нашим коллегам из редакции Фонтанки стало известно о предстоящем 1 июля увольнении большинства сотрудников "Красного Бора". В конце апреля генеральный директор предприятия Сергей Мацуков издал приказ №19 "О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности работников". В документе упомянута 101 должность – практически весь персонал. Почти половина должностей и так была вакантна, а из 59 ныне действующих специалистов сохранят свои места лишь четверть.
 
В беседе с корреспондентом 47news Сергей Мацуков заверил - на экологическую обстановку в регионе сокращение штатов негативного влияния оказать не должно. "Нам же не дают работать — ни принимать, ни утилизировать отходы мы не можем, а зарплату платить людям попросту нечем. Оставим только тех, кто совсем необходим. Максимум пятнадцать человек", - сказал Мацуков.
 
По словам директора полигона, позиция федерального Росприроднадзора, не вносящего "Красный Бор" в ГРОРО без объяснения причин, ему не понятна, но он не сомневается в появлении апелляционной жалобы. "По закону полигон должен быть внесен в реестр, а все найденные проверками нарушения мы оперативно устраняем. Похоже кто-то очень не хочет, что бы предприятие могло нормально работать", - отметил Мацуков. 
 
Собеседник журналиста в Северо-Западном Росприроднадзоре, хотя и не смог объяснить позицию вышестоящей инстанции, подтвердил, что апелляционная жалоба на решение московского суда обязательно последует.
 
Отметим, что против возобновления приема отходов на полигон категорически выступают и в областном правительстве. Так, врио губернатора Александр Дрозденко неоднократно заявлял - новые отходы "Красный Бор" принимать не должен, а складированные ранее должны быть утилизированы. Правда, в настоящее время утилизация отходов также не проводится. В добавок ко всем запретам 22 мая суд еще раз приостановил деятельность полигона на 90 суток.
 
Тем временем озабоченных экологией региона активистов волнуют два принципиальных вопроса. Во-первых, куда последние полтора года исчезают самые опасные отходы 1 и 2 класса с территории областных и городских предприятий. Ведь по словам Мацукова, "Красный Бор" - последний полигон, способный принимать и утилизировать такие отходы не только на Северо-Западе, но и во всей стране. Кроме того, транспортировка ядовитых отходов для утилизации в другие регионы бизнесу экономически не выгодна. По мнению специалистов, большая часть опасных веществ от промпроизводства уходит в канализацию Санкт-Петербурга или оказывается в лесах и карьерах 47-региона.
 
Вторая проблема станет актуальной после сокращения штата полигона. Ведь надзирать за 67-ю гектарами территории, на которой захоронено до двух миллионов тонн опасных веществ, включая сильно токсичные и канцерогенные, будут 12-15 человек. При этом, проникновения на этот особо-опасный объект посторонних не редкость. И если пока к заполненным смертоносным содержимым картам незаконно приближались только активисты-экологи, то никто не может исключить внимания разного рода злоумышленников.
 
По сведениям "Фонтанки", в июле полигону могут выделить до 70 миллионов рублей из бюджета Санкт-Петербурга на привлечение сторонней организации для содержания полигона. Но руководство предприятия утверждает - в настоящий момент это лишь слухи и никакой конкретики о выделении средств нет.
 
По мнению экспертов отрасли, оставлять полигон без присмотра нельзя, как и полностью прекратить его работу. "Если бросить все как есть — это будет настоящая экологическая бомба. Но и полностью прекращать прием самых опасных отходов нельзя, ведь их нужно где-то утилизировать. На мой взгляд, единственный выход — достроить завод по переработке отходов, который пытаются запустить в Красном Бору уже лет пятнадцать. Начать нейтрализацию складированных опасных веществ и в цивилизованных условиях осуществлять прием новых, которые немедленно утилизировать", - прокомментировал ситуацию экс-председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти Максим Боганьков.
 
Напомним, что за минувшие годы на недостроенный завод в "Красном Бору" государство уже потратило 1,5 миллиарда рублей.
 
Артем Шалякин,